Положение
об электронном обучении и использовании
дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ
МБОУ Мокинская основная общеобразовательная школа
1. Общие положения
1.1. Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ МБОУ Мокинская основная
общеобразовательная школа (далее – Положение) регламентирует порядок организации и
ведения образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
про- грамм»;
Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП
2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 №
СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
с учетом:
Приказа Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного
порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Письма Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций»;
Письма Минпросвещения России от 16.11.2020 № ГД-2072/03 «О направлении
рекомендаций»;
Методических рекомендаций Роспотребнадзора, Рособрнадзора от 14.08.2019 №№
МР2.4.0150-19, МР 2.4.0150-19, 2.4.0150-19, 01-230/13-01 МР2.4.0150-19 «Методические
рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных
организациях».
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Электронное обучение (ЭО) - организация образовательной деятельности с применением
содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихсяи педагогических работников;
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - это образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников;
Дистанционное обучение (ДО) – организация образовательной деятельности с
применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий;
Цифровая образовательная платформа (ЦОП) - информационная система,
предназначенная для планирования, проведения и управления образовательными
мероприятиями в рамках дистанционного обучения.
1.4. Дистанционное обучение (ДО) применяется в целях:
повышения доступности образования и более полного удовлетворения образовательных
запросов потребителей образовательных услуг с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся;
предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы
независимо от местонахождения и времени;
повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и
дистанционных образовательных технологий;
создания условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и
персонализации обучения;
обеспечения открытого доступа к различным информационным ресурсам для
образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время.
1.5. Школа вправе использовать ДО при всех предусмотренных Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения общего
образования (очное, очно-заочное, заочное) или при их сочетании, при проведении различных
видов учебных, лабораторных и практических работ, текущего контроля, промежуточной
аттестации.
1.6. Решение о переводе обучающихся на очную форму обучения с применением ЭО и ДОТ
принимается:
1.6.1. для всех обучающихся класса (школы) на основании:
предписаний Главного санитарного врача Управления федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю;
регистрации 20% и более детей с симптомами ОРВИ в отдельных группах, классах или по
школе в целом;
регистрации более 2-х случаев внебольничных пневмоний в отдельных группах, классах
или более 10 случаев в школе в целом;
объявления актированного дня по причине неблагоприятных климатических условий;
приказа директора школы в связи с производственной необходимостью (проведением репетиционных экзаменов, массовых мероприятий и др.).
1.6.2. для отдельных обучающихся по заявлению родителей (законных представителей) в
случае длительного (более 10-ти календарных дней) их отсутствия в школе по состоянию
здоровья, семейным обстоятельствам, в связи с участием в различных выездных мероприятиях
и т.п.
1.7. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий является место нахождения Школы независимо от места нахождения обучающихся.
2. Порядок организации дистанционного обучения
2.1. ДО применяется при реализации основных образовательных программ начального общего,
основного общего образования, в том числе адаптированных, программ факультативных
курсов, курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, программ
дополнительного образования детей.
2.2. При переходе на ДО Школа информирует участников образовательных отношений о
реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ путем еѐ
размещения на официальном сайте Школы, группах в соцсетях, Электронной Пермской
Образовательной Системе (ЭПОС).
2.4. Приказом директора школы назначается ответственный за его организацию в лице
заместителя директора по УВР.
2.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением ДО Школа:
создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной
среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их
частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
формирует расписание учебных занятий на каждый день в соответствии с учебным
планом Школы на текущий учебный год, предусматривая сокращение времени
проведения урока до 30 минут;
направляет расписание учебных занятий обучающимся и их родителям (законным
представителям) с использованием ЭПОС. При возникновении технических сбоев
программного обеспечения, сети Интернет допускается информирование родителей
иными способами оповещениями (сотовая связь, мессенджеры).
определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного
взаимодействия педагогов с обучающимися, и учебных занятий с применением ЭО.
Минимальный объем занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия
педагогического работника с обучающимися в онлайн-режиме, составляет не менее 50 %
учебных занятий, предусмотренных расписанием занятий в учебный день.
определяет ЦОП, на которых организуется ДО, информирует об этом обучающихся и их
родителей (законных представителей), консультирует о порядке использования данных
ЦОП для организации ДО;
осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу с
применением ДО, а также ведение учета результатов образовательного процесса в
электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных».
2.6. В период организации ДО педагогические работники осуществляют непосредственное
ведение образовательного процесса с использованием возможностей ЭПОС, выбранных
образовательных контентов, интегрированных в данную платформу, а именно:
определяют набор электронных ресурсов для организации ДО по учебному предмету;
прорабатывают образовательные материалы, представленные в дистанционной форме на
выбранных ЦОП, и соотносят их содержание со своей учебной программой в
соответствии с требованиями учебного плана Школы, и, при необходимости, создает
собственные электронные ресурсы и задания.
определяет средства коммуникации (социальные сети, ЭПОС)
проводит корректировку рабочих программ при необходимости;
проводит учебные занятия в соответствии с расписанием учебных занятий, осуществляет
контроль учебных достижений обучающихся по своей учебной дисциплине,
обеспечивает контроль за степенью обученности каждого ребенка, своевременную
проверку практических заданий, дает обратную связь и оказывает им консультационную
помощь;
ведет учет успеваемости в Электронном журнале и своевременно выставляет отметки по
итогам освоения программного материала.
применяет сервисы для онлайн-общения, которые позволяют организовать как
синхронные онлайн занятия с классом/группой обучающихся, так и индивидуальные
консультации, а также несет ответственность за создание безопасных условий при
проведении уроков в сети «Интернет»;
размещает задания для самостоятельной работы обучающихся в ЭПОСе.
2.7. Обучающиеся, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, самостоятельно
или с помощью педагогов школы осуществляют регистрацию на специализированных ЦОП и
получают авторизованный доступ к образовательным ресурсам.
2.8. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ Школа
вправе не предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного
взаимодействия педагогического работника с обучающимся.
2.9. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ учителяпредметники своевременно ведут электронный журнал, в котором размещают:
информационные ресурсы и/или ссылки на информационные ресурсы, необходимые для
организации обучения;
отметки по результатам выполненных работ;
информацию о проведении индивидуальных консультаций;
графики проведения промежуточного и итогового контроля по предметам.
2.10. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора
непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не должна
превышать:
для обучающихся в 1-4 классах – 15 мин;
для обучающихся в 5-7 классах – 20 мин;
для обучающихся в 8-9 классах – 25 мин;
2.11. При организации ДО электронные средства обучения используются в соответствии с
гигиеническими требованиями. Мобильные средства связи для образовательных целей не
используются.
2.12. В случае отсутствия у обучающегося базовых навыков работы с компьютерной техникой,
программным обеспечением, средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети
Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.)
педагогические работники по согласованию с родителями индивидуально определяют способы
коммуникации с данным обучающимся.
3. Порядок работы учителей-предметников с электронным журналом при организации
дистанционного образования
3.1. Электронный журнал (ЭПОС) заполняется учителем-предметником систематически в день
проведения урока. При этом вносятся записи:
3.1.1. Темы урока, в соответствии с календарно-тематическим планированием, перед которой
делается запись "Дистанционное обучение". При необходимости указываются виды работ,
за которые ученик получает отметку;
3.1.2. Текущие отметки за работы, выполненные обучающимися по теме урока. Если сроки
выполнения задания увеличены до нескольких дней или требуется ручная проверка
результата выполнения задания, отметки могут быть выставлены в более поздние сроки, но
не позднее чем через неделю после проведения занятия.
3.1.3. В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания и указываются
используемые цифровые ресурсы и/или ссылки на них.
3.2. В том случае, если урок проводился другим преподавателем вместо основного, факт замены
должен отражаться в момент внесения учетной записи. При этом ЭЖ заполняет замещающий
учитель, получив доступ к нему у системного администратора.
3.3. Текущий контроль, промежуточная аттестация обучающихся в дистанционном режиме
проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Мокинская
ООШ
3.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся 2-11 классов
осуществляется по пятибалльной системе.
3.5. Обучающимся 1 класса отметки по учебным предметам не выставляются.
3.6. Отсутствие своевременно выполненного задания является неудовлетворительным
результатом изучения данного материала.
3.7. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в сроки и в формах, утвержденных
основными образовательными программами начального общего, основного общего
образования.
3.8. Требования к проведению промежуточной аттестации:
проводится в соответствии с учебным расписанием;
рекомендуется проводить в промежуток с 10:00 до 12:00;
продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени,
отведенного на 1 урок (30 мин).
3.9. При отсутствии обучающегося на онлайн-уроке учитель-предметник в ЭЖ ставит "Н".
Классный руководитель имеет право скорректировать данную отметку с учетом случаев
заболевания обучающихся или отсутствия его по уважительной причине.
3.10. В случае выполнения обучающимся задания, заданного к уроку на котором он
отсутствовал, рядом с «Н» выставляется соответствующая отметка.
4. Реализация факультативных курсов, курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
4.1. При реализации факультативных курсов, курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации, программ дополнительного образования детей с
применением ДО организуется деятельность обучающихся с использованием:
4.1.1. образовательных технологий, форм и методов обучения, проводимых в режиме реального
времени при помощи телекоммуникационных систем (мастер-классы, развивающие
занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие
активности);
4.1.2. возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных,
просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на
сайте
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
по
адресу
https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования обучающимися);
4.1.3. интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции
спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к
музейным, литературным, архивным фондам;
4.1.4. ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно – популярные передачи,
фильмы
и
интервью
на
радио
и
телевидении);
4.1.5. образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и
междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества
образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий,
печатные учебные издания).
4.2. При реализации факультативных курсов и курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации, программ дополнительного образования детей с
применением ДО формы промежуточной аттестации и текущего контроля педагоги
определяют самостоятельно.
4.3. Школа использует сведения о достижениях в освоении курсов внеурочной деятельности и
дополнительных общеобразовательных программ, результативном участии в
мероприятиях в рамках программы воспитания и социализации, в том числе о
выполненных проектных и творческих работах, победах в конкурсах для формирования
портфолио обучающихся.
4.4. По индивидуальным запросам родителей (законных представителей) обучающихся могут
проводиться дистанционные консультации по вопросам планирования активностей для
обучающихся в период каникул, организации профильного обучения, изменения
образовательных маршрутов обучающихся, психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросам
подготовки к итоговой аттестации.
4.5. В рамках факультативных курсов и курсов внеурочной деятельности могут быть
организованы в дистанционном режиме:
проектные и исследовательские работы обучающихся;
просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;
посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев в организациях
высшего образования, мастер - классов сотрудников профессиональных
образовательных организаций;
общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и
карьерного консультирования, представителями работодателей;
просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях
науки и технологий;
дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений обучающихся
в предметных областях, формирование личностных и метапредметных результатов
общего образования;
оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и
гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных
образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
4.6. В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ могут быть
организованы в дистанционном режиме:
занятия и мастер - классы педагогов дополнительного образования;
творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением выполненных
обучающимися работ;
занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций или с дистанционной
передачей видеозаписей упражнений;
спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия (шахматы, шашки);
чемпионаты по программированию, робототехнике и другим дисциплинам в области
информационных технологий.
4.7. В рамках программы воспитания и социализации обучающихся проводят в дистанционном
режиме:
акции, конкурсы, онлайн - лекции и посвященные памятным датам в истории России,
приуроченные к государственным праздникам;
мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение обучающихся,
знакомство с профессиональной средой, системой профессионального образования;
социальные акции, флешмобы и другие активности, приуроченные к празднованию
значимых дат и государственных праздников, другие активности, направленные на
повышение социальной успешности обучающихся;
мероприятия по формированию коммуникативных компетенций обучающихся,
навыков безопасного поведения в социальной и информационной среде.
4.8. Школа размещает на официальном сайте и регулярно обновляет информацию о
запланированных активностях и достижениях обучающихся в рамках факультативных
курсов и курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных
программ, программ воспитания и социализации в условиях применения дистанционных
образовательных технологий.
5. Ответственность субъектов образовательных отношений
5.1. В процессе обучения с использованием ДОТ субъекты образовательного процесса несут
ответственность за различные аспекты деятельности в пределах своей компетенции:
5.2. Ответственный за организацию ДО:
осуществляет контроль за своевременностью и качеством проведения уроков с
применением ЭО и ДОТ;
проводит мониторинг использования участниками образовательного процесса
рекомендуемых цифровых образовательных платформ;
организует работу «горячей линии» по вопросам организации ДО в Школе;
осуществляет контроль своевременности и полноты заполнения педагогами Электронного
журнала, своевременное размещение учебных материалов
5.3. Администрация Школы:
организует учебно-методическое, информационное и организационное сопровождение
обучающихся и их родителей (законных представителей) в процессе обучения с
использованием дистанционных технологий.
информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) об
информационных ресурсах, используемых при организации дистанционного обучения;
обеспечивает выполнение образовательных программ и соблюдение расписания учебных
занятий;
обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических работников;
осуществляет учет и хранение результатов образовательного процесса, внутренний
документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в
соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О
персональных данных»;
оказывает учебно-методическую помощь участникам образовательных отношений, в том
числе в форме индивидуальных консультаций, организуемых дистанционно с
использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
проводит анализ потребности обучающихся в техническом обеспечении и в случае
необходимости предоставляет возможность использования цифровых средств обучения на
условиях ответственного использования оборудования на основании заявления родителей
(законных представителей).
5.4. Классный руководитель:
организует взаимодействие с родителями (законными представителями) и обучающимися
класса с целью выявления и предотвращения трудностей в обучении.
осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу с
применением ЭО и ДОТ;
осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения обучающихся для
организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных
технологий). При необходимости инициирует обращение родителей в Школу для
получения необходимого оборудования;
оказывает организационную и консультационную помощь родителям (законным
представителям) в регистрации обучающихся на цифровых образовательных платформах.
осуществляет контроль взаимодействия обучающихся класса с учителями-предметниками.
5.5. Учитель-предметник
определяет набор электронных ресурсов для организации ДО по учебному предмету
прорабатывает образовательные материалы, представленные в дистанционной форме на
выбранных образовательных платформах, и соотносит их содержание со своей учебной
программой в соответствии с требованиями учебного плана Школы, и при необходимости
создает собственные электронные ресурсы и задания.
определяет средства коммуникации (социальные сети, ЭПОС);
проводит корректировку рабочих программ при необходимости;
проводит учебные занятия в соответствии с расписанием учебных дистанционных занятий,
установленных Школой,
осуществляет контроль учебных достижений обучающихся по своей учебной дисциплине,
ведет учет успеваемости в ЭПОСе, своевременно выставляет отметки по итогам освоения
программного материала.
организует консультирование обучающихся через систему обратной связи;
применяет сервисы для онлайн общения, которые позволяют организовать как синхронные
онлайн занятия с классом/группой обучающихся, так и индивидуальные консультации, а
также несет ответственность за создание безопасных условий при проведении уроков в сети
«Интернет»;
размещает задания для самостоятельной работы обучающихся в ЭПОСе.
5.6. Родители (законные представители) обучающихся:
создают условия для проведения занятий;
обеспечивают контроль выполнения обучающимся учебного графика и заданий;
обеспечивают контроль выполнения санитарно-гигиенических норм, рекомендуемых при
организации учебных занятий, для сохранения здоровья обучающихся (соблюдение режима дня, продолжительности занятий, наличие двигательной активности, профилактика
нарушения зрения, осанки).
5.7. Обучающиеся
своевременно и в полном объеме выполняют учебные задания;
обеспечивают идентификацию личности (регистрацию) на ЦОП, установленных для
организации ДО.
вступают в коммуникацию с учителем, классным руководителем, обучающимися с
использованием ДОТ.
выполняют санитарно-гигиенические нормы, рекомендуемые при организации учебных
занятий, для сохранения здоровья (соблюдение режима дня, продолжительности занятий,
наличие двигательной активности, профилактика нарушения зрения, осанки).