СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Паспорт программы развития
3. Анализ результатов образовательного процесса, способов их
достижения, конкурентных преимуществ и проблем школы
3.1. Характеристика социального окружения школы
3.2. Характеристика учебно – воспитательного процесса.
3.3.Сведения об обучающихся
3.4. Характеристика социального статуса семей
3.5..Уровень обученности
3.6. Данные о здоровье учащихся
3.7. Характеристика педагогических кадров
38. Состояние материально-технической базы
3.9.Социальные партнёры образовательного учреждения
4. Концептуальный проект будущего состояния школы
2
4
7
8
9
11
12
14
14
15
16
16
17
4.1. Миссия школы
17
4.2. Содержательные принципы преобразования
17
1
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития МБОУ Мокинская основная общеобразовательная школа
Нытвенского муниципального района на 2020 – 2025 годы, представляет собой
долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся
достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления
обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и
методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований
учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты.
В настоящее время школа призвана выполнять социальный заказ государства на
воспитание личности с высокой общей культурой, личности, способной быстро
адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшем
освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ «Об образовании»,
ст.9). Чтобы подготовить человека к жизни в новом социально-экономическом обществе,
важно уже в школьные годы обеспечить условия для развития его личности, для
формирования его индивидуальности.
Система образования сельских
обусловлены
причинами
учащихся имеет
свои
социально-экономического,
особенности. Они
демографического,
профессионально-педагогического и др. характера. Существующие проблемы не в полной
мере позволяют педагогическим коллективам сельских школ обеспечивать высокий
уровень качества образования, интеллектуального, психического и физического развития
своих выпускников.
Ориентация на конкурентоспособную личность – насущная потребность любой
школы. Для сельской школы эта проблема стоит особенно остро. Сельский образ жизни
сужает возможности для выполнения школьниками многообразных социальных проб,
проигрывания различных социальных ролей. Это замедляет процесс социализации
сельских школьников. Поэтому актуальность проблемы социализации, воспитания,
профессионального и жизненного самоопределения сельских школьников не вызывает
сомнений
Основная идея программы предусматривает организацию деятельности школы как
социально-культурного центра села. Большую долю в образовательном процессе будет
занимать организация разных видов деятельности, ориентированных на удовлетворение
социального заказа в отношении школы, развитие и реализацию образовательного и
творческого способностей учащихся. Образовательный процесс будет обеспечен за счет
2
создания
образовательной
среды,
предоставляющей
учащимся
возможности
для
самореализации в различных видах деятельности.
Программа направлена на обучение, воспитание и развитие всех и каждого
учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических,
интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей,
личностных склонностей. Это обеспечит обязательный минимум усвоения содержания
образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,
воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности,
ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными
потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Программа развития школы предназначена удовлетворить потребности:
обучающихся - в обеспечении прав на получение качественного образования; изменении
методов, технологий обучения, информационно - коммуникационных технологий,
способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации,
самообучению; формированию исследовательских умений и навыков на уроках и во
внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для
получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих
запросов;
общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих
гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений
культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые
прикладные задачи;
родителей обучающихся – обеспечение прав ребёнка на получение качественного
образования, совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся; построение учебно – воспитательной работы с учетом
региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе,
селу, краю, России. Образовательная программа – документ, определяющий путь
достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности
образовательного учреждения.
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Наименование
программы
Назначение
программы
Основная идея
программы
Программа
развития
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения Мокинская основная
общеобразовательная школа
Программа развития является нормативным документом,
определяющим цели и ценности образования в
муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении Мокинская основная общеобразовательная
школа,
характеризующим содержание образования,
особенности организации образовательного процесса,
учитывающих образовательные потребности, возможности
и особенности развития обучающихся
Формирование духовно богатой, свободной, творчески
активной личности, обладающей прочными знаниями,
способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Сроки реализации
2020 -2025 уч. год
программы
А.А.Трясцина
Разработчики
программы
Цель
программы
Задачи
программы
директор
МБОУ
Мокинская
ООШ
С.А.Черемных
заместитель
учебно-методической работе
директора
по
Г.М. Аликина
воспитательной работе
директора
по
заместитель
Обеспечить всем учащимся качественное образование
в соответствии с
требованиями государственного
образовательного стандарта, формируя
личность,
обладающую достаточным уровнем общей культуры,
адаптированную к современным жизненным условиям,
готовую к осознанному выбору и освоению будущей
профессии, обладающей набором ключевых компетенций.
Достижение цели обеспечивается решением
следующих задач:
изучение и учет образовательных потребностей
субъектов
образовательного
процесса,
а
также
познавательных интересов и способностей обучающихся и
воспитанников;
обновление содержания образования в соответствии с
требованиями государственного образовательного стандарта
общего образования и образовательными потребностями
4
субъектов образовательного процесса;
внедрение системно-деятельностного подхода в
обучении, современных технологий образовательного
процесса; создание и реализация программы формирования
универсальных учебных действий и метапредметных
умений;
обеспечение непосредственного участия каждого
учащегося во всех видах учебной
деятельности для
формирования социокультурной воспитательной среды,
самовыражения и саморазвития; создание и реализация
программы по работе с одаренными и способными
учащимися;
предоставление возможности учащимся овладения
содержанием образования повышенного уровня в
определенной области знаний за счет введения
краткосрочных курсов в классах основной школы; создание
и реализация программы предпрофильного обучения;
развитие дополнительного образования для более
полной
реализации
творческого
потенциала
и
образовательных потребностей учащихся с учетом их
индивидуальных способностей и желаний;
обеспечение
медико-психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса; создание и
реализация программы коррекционного обучения;
обеспечение высокого профессионального уровня всех
категорий работников школы;
Совершенствование
качества
воспитательной системы школы; -
образования
и
Обеспечение условий, способствующих обучению,
воспитанию и вовлечению во внеурочную деятельность
учащихся с разными образовательными потребностями и
особыми возможностями здоровья, способствующими их
социализации и интеграции в общество;
Развитие детских движений для выявления лидеров
среди младших школьников, развития лидерских качеств,
активности, инициативы, милосердия, воспитания активной
жизненной позиции.
Укрепление кадрового потенциала, формирование
творчески
работающего
коллектива,
повышение
квалификации педагогов школы;
Обеспечение условий, способствующих сохранению и
укреплению
здоровья,
дальнейшее
внедрение
здоровьесберегающих технологий, пропаганда ценности
здоровья и здорового образа жизни через формирование
активной позиции ребенка по отношению к
своему
здоровью, создать систему нравственного воспитания.
5
Основания
для
разработки программы
Основные
направления
деятельности
Настоящая образовательная программа разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
Конституция Российской Федерации, 1993 г.(с
изменениями 2007г);
Конвенция о правах ребенка, 1989 г.;
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г.
«Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ», 1998 г.;
Концепция
долгосрочного
социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года,
модель «Российское образование 2020»;
Национальная образовательная стратегия-инициатива
«Наша новая школа»;
Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
Федеральный государственный образовательный
стандарт нового поколения;
Типовое положение об общеобразовательном
учреждении, 2001г.;
Гигиенические требования к условиям обучения
школьников в современных ОУ различного вида
(СанПиН)
Устав
МБОУ
«Мокинская
основная
общеобразовательная школа»; 2020 г.
1. Переход на новые образовательные стандарты.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Повышение профессиональной компетентности учителей.
4. Социализация и самоопределение выпускников школы.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Воспитание личности с мотивацией нравственного,
общественно-ценного
поведения,
приобщенной
к
общекультурным ценностям человечества
Сроки
реализации Реализация программы рассчитана на период с декабря 2020
года по декабрь 2025 года
программы
- Первый этап выполнения программы направлен на
определение дальнейших путей развития школы в условиях
реализации
Приоритетного
национального
проекта
«Образование»,
Федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования (январь 2020-январь 2021 года).
- Основной этап направлен на осуществление перехода
образовательного учреждения в новое качественное
состояние с учетом изменяющейся образовательной среды
(2020-2024годы).
- Обобщающий этап предполагает анализ достигнутых
6
результатов и определение
развития школы (2025 год).
Источники
финансирования
программы
перспектив
дальнейшего
Средства краевого и районного бюджета.
Ожидаемые конечные 1. Повышение качества образования обучающихся.
результаты
2.
Удовлетворение
запросов
всех
участников
образовательного процесса.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов.
4. Расширение возможностей для развития и реализации
способностей талантливых обучающихся.
5. Увеличение числа школьников, адаптированных в
социуме, самоопределившихся с дальнейшей траекторией
образования.
6. Повышение мотивации обучающихся (воспитанников) к
здоровому образу жизни и спорту, сохранение и укрепление
здоровья школьников.
7. Создание качественно новой модели школы,
адаптированной к социально – экономическим условиям.
8.
Создание
комплекса
благоприятных
условий,
обеспечивающих формирование и развитие личности
каждого учащегося, в том числе с ОВЗ, в сельской школе.
9. Создание коллектива педагогов – единомышленников
социально защищенных и подготовленных к работе в
современных условиях.
10. Конкурентоспособность выпускников школы при
получении
ими
среднего
общего
или
среднего
профессионального образования.
11.Возрождение культуры, традиций села, основанных на
любви к своему народу, малой Родине.
12. Сформированная система социальных партнеров школы.
13. Создание условий и механизмов реализации Программы
Механизм реализации Проект реализуется через запланированные мероприятия
программы
Управление
Программой
Управление и контроль за реализацией Программы
осуществляет администрация и педагогический совет
образовательного учреждения. Информацию о ходе
реализации Программы директор ежегодно предоставляет в
виде публичного доклада перед родителями, информация
находится в открытом доступе на сайте ОУ.
7
3. Анализ результатов образовательного процесса, способов их
достижения, конкурентных преимуществ и проблем школы
Государственный статус образовательного учреждения – Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение Мокинская основная общеобразовательная
школа (МБОУ Мокинская ООШ).
Структурное подразделение – детский сад с. Мокино
Юридический адрес структурного подразделения: Пермский край, Нытвенский
район, село Мокино, ул. Специалистов, д. 4 а.
Лицензия – серия РО №049008 от 04 октября 2012 г, срок действия - бессрочная
Свидетельство о государственной аккредитации – нет
Юридический адрес школы: Пермский край, Нытвенский район, село Мокино,
ул. Специалистов, д. 4 а.
Трясцина Альфия Ахметовна – директор школы, телефон 25-2-51,
Черемных Светлана Александровна – заместитель директора по учебно- методической
работе
Аликина Галина Михайловна – заместитель директора по воспитательной работе.
3.1Характеристика социального окружения школы
Первый исторический документ, подтверждающий наличие школы в с.Мокино,
датируется 1892 годом. Это была школа грамоты, состоявшая в приходе Шерьинской
церкви Оханского уезда. В 1899 г школа становится церковно- приходской, в 1917 г
переименована в начальную школу. С 1940г – семилетняя школа, с 1961 г – восьмилетняя,
с 1985 г – средняя общеобразовательная школа.
Школа расположена в селе Мокино, вблизи от автодороги федерального значения,
связывающей город Нытва и станцию Григорьевская, в 25- километрах от районного
центра город Нытва. Село Мокино входит в состав Григорьевского сельского поселения.
Рядом с селом находятся 10 небольших деревень с количеством жителей от 16 до
90 человек. Наибольшее количество жителей проживает в селе Мокино – 833 человека, из
них пенсионеры составляют 19%, трудоспособное население – 55%, дети до 18 лет – 26%.
В школе обучаются учащиеся, проживающие в селе Мокино и в 6 близлежащих
деревнях, в том числе и из деревни Числы, входящей в состав Шерьинского сельского
поселения. Доля дальних учащихся от общего числа учеников в школе составляет 22%.
В селе стабильно работает сельскохозяйственное предприятие ООО «Мокинское»,
есть фельдшерско – акушерский пункт, Дом культуры, музей, сельская библиотека, почта,
общеобразовательная школа,ее структурное подразделение детский сад, четыре магазина,
работает специалист администрации Нытвенского городского округа. На территории села
создано территориальное общественное самоуправление.
8
Одной из главных проблем в селе является проблема трудоустройства: из– за плохо
развитой инфраструктуры недостаточно организаций для трудоустройства, проблема
жилья, низкая заработная плата и отсутствие вакантных мест в действующих
организациях. Как следствие, молодёжь остаётся работать в городе. Только 8%
выпускников работают в селе, 3 % населения являются официально безработными, часть
трудоспособного населения, в основном мужчины, работают вахтовым способом в
городах. Смертность превышает рождаемость. В тоже время, за последние 10 лет
рождаемость остаётся стабильной - 5-10 человек в год, наблюдается тенденция к
снижению рождаемости.
В 2012-2013 учебном году школа прошла лицензирование, подтвердила свой статус
общеобразовательной школы.
3.2. Характеристика учебно – воспитательного процесса.
Структура управления школой.
Административное управление осуществляет директор и его заместители.
Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников
образовательного процесса через педагогический совет, общее собрание трудового
коллектива. Заместители директора, прежде всего, реализуют оперативное управление
образовательным процессом и осуществляют мотивационно-целевую, информационноаналитическую,
планово-прогностическую,
организационно-исполнительскую,
контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
9
Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
Оценка содержания и качества подготовки обучающихся.
МБОУ Мокинская основная
общеобразовательная школа осуществляет
образовательную деятельность по основным образовательным программам начального
общего, основного
общего образования, в т.ч адаптированным. В 2017 году
образовательный процесс был организован в соответствии с утвержденным годовым
календарным
учебным
графиком,
учебным
планом
и
требованиям
СанПиН
2.4.2.282110.Образовательная деятельность на уровне начального общего образования,
основного общего образования (5- 8кл)организована в соответствии с ФГОС НОО и
ФГОС ООО. Учебный план 1-8 классов соответствует требованиям ФГОС,в 9 классах в
соответствии с ФК ГОС. Создание единого образовательного пространства школы
способствует интеллектуальному, нравственному, физическому развитию личности
ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию
ключевых компетентностей путем обновления структуры и содержания образования,
развития практической направленности
10
Содержание образования.
С 09.01.2019 в школе реализуются программы дошкольного образования,
начального (общего), основного (общего) образования, адаптированная образовательная
программа
для
детей
с
ЗПР.
Программ
углублённого
изучения
предметов,
модернизированных, авторских, программ развивающего обучения – нет.
Дополнительное образование представлено следующими направлениями:
физкультурно-оздоровительное
социально-педагогическое
Режим работы школы:
5 дневная рабочая неделя для 1- 9 классов; занятия проводятся в две смену.
Срок усвоения образовательных программ: начального общего образования –
четыре года, основного общего – пять лет. Продолжительность учебного года составляет
для 1 класса – 33 учебные недели, для 2 – 4 классов – 34 учебных недели, 5-9 классов – 35
недель. Занятия проводятся в одну смену. Начало занятий в 8.00. Продолжительность
урока для учащихся 1 класса 35 минут (пп. 2.9.1, 2.9.3. – 2.9.5. СанПиН 2.4.2. 1178 – 02),
2-4 классы - 40 минут, 5 –9 классов – 40 минут. Число уроков в день для учеников 1
классов в сентябре – октябре - 3, в последующие месяцы не более 4 – х.
Функционирование школы осуществляется на основании Устава школы, основной
образовательной программы школы.
3.3.Сведения об обучающихся
Уч. год
Кол- во
учащихся
1 ступень
2 ступень
3 ступень
всего
44
55
99
1 ступень
2 ступень
3 ступень
всего
44
52
96
1 ступень
60
Количество
классов
комплектов
2017 – 2018
4
5
9
2018 - 2019
4
5
9
2019-2020
4
Средняя
наполняемость
классов
Количество
учащихся,
обучающихся по
адаптированной
образовательной
программе
11
11
11
5
9
14
11
10.4
10.6
5
10
15
15
3
11
2 ступень
3 ступень
всего
56
92
5
9
11.2
12.9
7
10
За последние три года наблюдается тенденция к снижению числа учащихся в
школе. Также одним из неблагоприятных показателей является увеличение числа
учащихся, обучающихся по адаптированным образовательным программам.
3.4. Характеристика социального статуса семей
В 2019 -20 уч. году в школе обучается 92 учащихся, из них 42 мальчика и 48
девочек. Всего 79 семей. Состав семей:
а) благополучные: 15, в них детей 17
б)неблагополучные:5, в них детей 9
в)многодетные:18, в них детей 32
г)неполные:12, в них детей 14
д)малообеспеченные:26, вних детей 29
е) опекаемые:1, в них детей 1
ж)безработные:2, в них детей 3
Семьи, находящиеся в социально опасном положении-4. Ведётся работа с детьми
«группы риска» (14 учащихся состоят на учёте). На каждого ребёнка составлен
индивидуальный план сопровождения. Классный руководитель совместно с социальным
педагогом продумывает план работы на год. Все учащиеся «группы риска» охвачены
дополнительным образованием. Раз в месяц проводится Совет профилактики по итогам
работы за месяц. Детей-инвалидов нет.
Основная часть родителей имеет среднее и среднее профессиональное образование.
Родители работают в ООО «Шерья», ООО «Мокинское» - рабочими, трактористами,
операторами машинного доения. Часть родителей работает в бюджетных организациях.
Часть родителей работают
в Перми и Пермском крае, а также за пределами края,
вахтовым методом.
3.5. Уровень обученности
Уч. год
1 ступень
2 ступень
всего
1 ступень
Качество
2017 - 2018
53%
49%
43%
2018-2019
60
Успеваемость
94%
100%
96%
96
12
2 ступень
всего
26
41%
100
96
Система оценки качества образования.
В школе функционирует внутренняя система оценки качества образования. К
основным направлениям системы оценки качества образования МБОУ Мокинская ООШ
относятся:
- промежуточная аттестация, направленная на оценку общего уровня усвоения
обучающимися основных знаний и умений по общеобразовательным предметам.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в 2- 8
классах в соответствии
с Положением о проведении
промежуточной аттестации
обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в МБОУ Мокинская
основная общеобразовательная школа.
учебным предметам,
Промежуточная аттестация проводится по
по которым образовательной программой предусмотрено
проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной
программой.
В МБОУ Мокинская ООШ промежуточная аттестация проводится по итогам года.
В качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение
технических заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия
в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. Промежуточная
аттестация во 2 – 4 классах проводится по математике, русскому языку, чтению. В 5 – 6
классах по русскому языку, английскому языку, математике, в 7- 8 классах -
по
русскому языку, математике, двум предметам по выбору учащегося.
- диагностика
сформированности УУД для обучающихся
по
ФГОС. Она
включает в себя административные оценочные процедуры, направленные на выявление
уровня сформированности УУД, обозначенных в подпрограмме ООП НОО «Чтение.
Работа с текстом» (2 раза в год – 1, 3 четверть).
- оценка результативности участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах
различного уровня
Внешняя система оценки качества образования включает в себя
-участие
в
мониторинге
по
оценке
уровня
сформированности
метапредметныхУУД. (1- 4 классы 2 раза в год - 1, 4 четверть), 5 – 8 классы (1 раз в год
онлайн- диагностика)
-
оценка
качества
образования
на
основе
результатов
мониторинговых
обследований качества общего образования обучающихся (Всероссийские проверочные
13
работы, онлайн- диагностики предметных результатов на уровне основного общего
образования)
- оценка качества образования на основе ГИА выпускников 9 класса ( по итогам
ГИА)
3.6. Данные о здоровье учащихся
По итогам 2019 -20 уч.года – 1% учащихся имеет 1 группу здоровья, 92% -2
группу здоровья, 6% - 3 группу.
По результатам медицинских осмотров за период обучения в школе учащиеся,
чаще всего, приобретают нарушения осанки. Причём нарушения осанки в некоторых
классах у 80- 90% учащихся. Хотя, следует заметить, что от 30% до 60% первоклассников
уже приходят в школу с этими нарушениями.
Ещё один тревожный показатель- снижение зрения. Это происходит в течение
первого года обучения и за период обучения в 5-9 классах – приблизительно у 7-8%
учащихся ухудшается зрение.
Большой процент учащихся (~30%), поступающих
в первый
класс, имеют
нарушения речи.
В течение учебного года учащиеся чаще
всего болеют ОРВИ, ФРЖ,
неинфекционными энтероколитами.
Изучение факторов, влияющих на здоровье учащихся, показало, что укреплению
здоровья учащихся препятствует слабая организация лечебно-оздоровительной работы в
школе, а также воспитательного и учебного процессов в направлении сохранения и
укрепления здоровья.
Отмеченные проблемы в содержании и организации образовательного процесса
обусловлены следующими недостатками в условиях работы школы:
недостаточным включением в построение и организацию образовательного
процесса медиков;
отсутствием в системе методической работы специальной деятельности по
подготовке учителей к проведению валеологически обоснованных уроков.
3.7. Характеристика педагогических кадров
В школе работают 15 педагогов, в том числе директор, зам. директора по учебнометодической работе, зам. директора по воспитательной работе.
Всего педагогов, в т.ч.
Количество
15
%
14
Педагогов с высшим образованием
Педагогов со средним профессиональным
образованием
Педагогов с высшей квалификационной
категорией
Педагогов с первой квалификационной
категорией
Руководители и педагоги, прошедшие
повышение квалификации
1
учитель
является
совместителем.
В
9
6
60%
40%
0
0
8
53%
15
100%
школе
есть
социальный
педагог,
библиотекарь, учитель – логопед. Школа не укомплектована необходимыми кадрами
полностью, в штате нет педагога- психолога
Методическая работа с учителями осуществляется через
Функционирование методического совета;
Организацию постоянных проблемных групп, работающих в течение
длительного времени и временных проблемных групп, созданных для
подготовки к педсоветам, для разработки программ, методических проектов.
Организацию работы мастер- классов;
Проведение методических совещаний, круглых столов, педагогических
чтений.
В работе методической службы ОУ следует уделить внимание повышению
категорийности учителей, диссеминации передового педагогического опыта на районном
и более высоких уровнях, созданию мониторинга педагогической деятельности.
3.8. Состояние материально-технической базы
Школа находится в двух зданиях: начальная школа находится в здании клуба,
основная школа – в нетиповом здании, изначально построенном под детский сад. В
школе 7 классных комнат, имеются библиотека, столовая на 50 мест. Мастерские и
спортивный зал находятся в здании клуба.
Полностью оснащён современным оборудованием кабинет биологии .
6 кабинетов оборудованы компьютерами и мультимедийными проекторами .В
остальных кабинетах есть возможность пользоваться ноутбуками.
В школе оборудована локальная сеть, которая объединяет 6 кабинетов,
учительскую, библиотеку, кабинет завуча и директора. Имеется интернет
Библиотека оборудована в информационный центр
15
За последние 3 года в школу приобретаются наглядные пособия в начальную
школу.
В школе имеются 8 ноутбуков компьютеров, которые используются в
образовательных целях.
В книжном фонде библиотеки насчитывается 17,9 тыс. книг, в том числе школьных
учебников 10 тысяч.
3.9.Социальные партнёры образовательного учреждения
1. Администрация ООО «Мокинское», ООО «Шерья»
2. Администрация Нытвенского городского округа
3. Дом творчества с. Мокино
4. Библиотека с. Мокино
5. Музей с. Мокино
6. Фельдшерско- акушерский пункт с. Мокино
7. Управление образования НГО
8. Отдел МВД России по НГО
9. МБУ "Центр культуры и спорта НГО"
10. Управление по культуре, физкультуре, спорту и молодежной политике НГО
11. МКУ «Центр по обслуживанию образовательных организаций» НГО
12. Нытвенский многопрофильный техникум
13. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации
НГО
14. ОГИБДД г.Нытва
17. Школы НГО
16
4. Концептуальный проект будущего состояния школы
4.1.Миссия школы
Создание
единого
социокультурного
образовательного
и
воспитательного
пространства детства, главной ценностью которого является личность ребенка,
позволяющего системно и целенаправленно заниматься воспитанием и образованием
детей начиная с предшкольной подготовки до отслеживания «карьерного роста»
выпускников, их успешности. Только единый социокультурный комплекс способен
бережно хранить нравственные ценности, растить в своих воспитанниках высокие
духовные потребности, удовлетворять запросы общества: готовить российского делового
человека-умельца, отличавшегося творчеством, предприимчивостью, крепкой духовной
силой, высокими моральными качествами.
Главная идея, положенная в основу – формирование компетентной, физически и
духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через
взаимодействие с субъектами внешней среды, развитие индивидуальных возможностей,
ориентация на подготовку учащихся к жизни и труду на селе, в личном подсобном
хозяйстве, подготовка выпускника сельской школы к жизни. Таким образом, миссия
нашей школы состоит в создании наиболее благоприятных условий развития для всех
детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции – с учетом
их возрастных
особенностей, склонностей, способностей и интересов
4.2.Содержательные принципы преобразования
Проблемы школы.
Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации
образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в
существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное
обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта,
адекватного современным требованиям опыта жизни.
Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной,
переход образования на новые государственные стандарты второго поколения требуют от
школы совершенствования, изменения педагога - становления его как профессионала,
глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях,
психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего
17
предмета.
Существующие проблемы школы, на наш взгляд, следующие:
•
низкий уровень развития мышления, речи сельских школьников, обусловленный
социальным статусом семьи, узостью круга общения, недостаточным уровнем
развития культурно-просветительской инфраструктуры на селе;
•
малообеспеченность большинства семей, не позволяющая некоторым детям
совершать ездить куда-либо, иметь дома персональный компьютер или ноутбук с
выходом в Интернет;
•
присутствует определённый процент родителей, не понимающих ценности
образования детей, не участвующих в делах школы и даже негативно влияющих на
воспитание и развитие своих детей;
•
сложность работы в смешанных классах, где обучаются дети с ОВЗ, забирающие
большую часть времени и внимания педагога;
Анализ внутренних факторов.
Положительным в работе школы являются следующие моменты:
•
основное звено педколлектива стабильно и работоспособно;
•
высокие результаты обучения и внешних мониторингов
•
сохранение традиций и уклада школьной жизни
•
наличие общественных движений в школе: «Юные инспектора дорожного
движения», «Дружина юных пожарных, Юнармейцы», «Отряд юных экологов»,
«Репортеры»
•
соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;
•
близость сельских детей к природе, общение с ней, хорошее знание животного и
растительного мира;
•
раннее ознакомление детей с основными видами сельскохозяйственных работ и
приобретение элементарных навыков трудовой деятельности;
•
трудолюбие и добродушие сельских детей;
•
сплочённость разновозрастного детского коллектива.
•
направленность воспитательной системы:
а) «Нравственно- патриотическое воспитание» цель: формирование гражданской и
патриотичной направленности личности, активной жизненной позиции. Поднаправления:
18
«Я – гражданин, патриот», «Я – гражданин, патриот», «Экологическое воспитание»,
«Эстетическое воспитание»,
б) «Профилактика правонарушений и безнадзорности» Цель: создание условий для
формирования у обучающихся норм социально приемлемого
поведения,
ответственности за свои действия. Поднаправления: «Работа с группой риска и СОП»,
«Правовые основы», «Профилактическая работа с родителями», «Организация досуговой
деятельности обучающихся», «Взаимодействие с правоохранительными органами (КДН и
ОДН, ОВД и ГИБДД)»
в) «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни подростков» Цель:
формирование и развитие у обучающихся установок активного, здорового и безопасного
образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья,
создание мотивации быть здоровым и обеспечение условий для ведения здорового образа
жизни. Поднаправления: «Здоровьесбережение», «Безопасность ДД, ГО, поведение в ЧС»,
«Профилактика социально опасных заболеваний», «Профилактика суицидов»,
г) «Родительское образование»
Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели
адаптивной школы, где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку.
Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить проблемы в работе
коллектива:
•
низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учится, особенно в
основной школе;
•
с одной стороны, деятельность школы оценивается по результатам участия в
олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, а с другой - далеко не каждый ученик
способен в них участвовать, а школа должна обеспечить успешность каждому
ученику;
•
двух сменность режима работы;
•
малообеспеченность большинства семей, не позволяющая некоторым детям
•
совершать ездить куда-либо, иметь дома персональный компьютер или ноутбук
с выходом в Интернет;
•
сложность работы в смешанных классах, где обучаются дети с ОВЗ,
забирающие большую часть времени и внимания педагога;
Все выявленные в ходе анализа проблемы отражаются на учебно – воспитательном
процессе в целом.
19
Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым:
•
выработку и реализацию качественно нового, личностного и ориентированного
•
образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;
•
создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей
•
коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды
•
активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики
•
его развития;
•
интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей
•
дополнительного образования (кружки, секции, клубы, студии);
•
создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских,
•
общественных организаций, ученического самоуправления;
•
формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению
•
вредных привычек и неадекватных способов поведения;
•
создание условий для ососознанного выбора каждым учащимся своей
•
образовательной траектории.
Миссия школы
Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой:
•
овладение школьниками культуры ценностных ориентаций села,
•
социальная адаптация учеников в реальной жизни на селе, конкурентоспособность
в городе;
•
психологическая
коррекция,
снятие
трудностей
обучения,
общения,
взаимоотношений в процессе учебной деятельности;
•
поддержка одаренных детей
Принципы обучения и воспитания в модели.
В основу организации жизнедеятельности сельской школы мы
кладем следующие принципы:
1. Принцип личностного подхода
Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:
•
ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;
20
уникальности личности, состоящей в признании индивидуальности каждого
ребенка;
•
приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как
средство развития личности каждого индивидуума;
•
субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю
мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в
организации школьной жизни;
•
самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков,
способностей, потребностей и склонностей;
•
социализация – осознание и освоение человеком современных культурных
ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни;
•
адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
•
индивидуализация – развитие и продуктивно – творческое индивидуально –
неповторимого потенциала личности.
2. Принцип реальности
Предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с
объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств,
которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям
современной жизни на селе и в городе.
В этой связи особое значение приобретают
воспитание правовой и политической
культуры личности на основе знания современного законодательного процесса,
государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.
3. Принцип гуманности
предполагающий:
•
создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и
достоинства личности ребенка, педагога;
•
формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития
современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые
21
•
разрушают
человеческую
личность
(обстановка
нетерпимости,
насилия,
экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между
личностями);
•
развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на
Земле, разумное отношение к природным богатствам своего села, Родины;
•
формирование
человеческих
взаимоотношений
на
основе
дружелюбия,
доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи,
заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости,
порядочности.
4. Принцип демократичности
предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов,
противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической
вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:
•
разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по
определенным направлениям деятельности в школе;
•
создание отношение в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод
учителей, учеников, родителей;
•
разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и
правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива
в осуществлении личных прав и свобод;
•
развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления
школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся;
•
развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в
современных демократических процессах.
5. Принцип научности
предполагающий:
•
развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и
•
роли человека в мире, в обществе;
•
постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в
•
региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов
22
•
гуманитарного и естественного цикла (историческое краеведение, информатика и
•
т.д.);
•
создание эффективной системы научно – методического информирования
педагогов,
постоянного
повышения
уровня
эрудиции
и
культуры,
профессиональной компетенции.
6. Принцип природосообразности
предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и
социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу,
возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.
7. Принцип эффективности социального взаимодействия
предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.
Модельное представление школы. Мы видим школу как
общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное нравственное и
физическое развитие ребенка, позволяющие школьнику самореализовать себя в любой
ситуации.
Стратегический план развития школы
I. Совершенствование образовательной программы учреждения
1. Переход на новые образовательные стандарты второго поколения
2. Обновление учебных планов и программ по предметам.
3. Формирование индивидуальных маршрутов учащихся.
4.
Активизация
применения
дистанционных
и
онлайн-технологий
в
учебно-
воспитательном процессе.
5. Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе метапредметных связей.
6. Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности
в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и
социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности
в обществе.
7. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС начального общего образования и
23
основного общего образования.
8. Мониторинг учебных достижений учащихся и метапредметных умений
II. Развитие системы поддержки талантливых детей
1. Привлечение учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, выставкам.
2. Развитие творческой среды в школе для выявления одаренных ребят.
3. Организация публикации творческих работ учителей и учащихся в различных изданиях.
4. Создание Банка одаренных детей школы.
5. Совершенствование общественных движений в школе
6. Поддержка развития проектной деятельности в учебной и социальных сферах.
III. Совершенствование учительского корпуса
1. Создание условий для творческой работы и для роста профессионального мастерства
учителей через курсовую подготовку и посещение проблемных семинаров, конференций,
участие в вебинарах различной тематики, использование дистанционных форм обучения.
2. Использование модульно-накопительной модели повышения квалификации педагогов
школы.
3. Внедрение новой модели аттестации педагогических работников.
4. Совершенствование системы поощрения творчески работающих учителей.
5. Создание комфортных здоровьесберегающих условий для повышения
профессионального мастерства, через:
- обеспечение оптимальной нагрузки;
- совершенствование методической работы;
- создание психологических комфортных условий;
- формирование нового профессионального мышления.
6. Развитие компьютерной и онлайн грамотности педагогов.
IV. Изменение школьной инфраструктуры
1. Развитие материально-технической базы школы в соответствии с современными
требованиями.
2. Создание медиатеки, приобретение учебников и интерактивных учебных пособий.
3. Создание условий для использования педагогами и учащимися школы сети Интернет.
4. Создание комфортных условий пребывания в школе всех участников образовательного
процесса.
5. Совершенствование качество образования через оснащение кабинетов наглядными,
раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и т.д.
V. Сохранение и укрепление здоровья школьников
1. Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.
24
2. Повышение квалификации педагогических кадров школы по организации работы,
связанной с оздоровлением учащихся.
3. Совершенствование организации питания учащихся в школе.
4. Включение в учебные программы интегрированных курсов, способствующих
сохранению и укреплению здоровья школьников.
5. Координирование действий школы, семьи, социума в организации различных форм
работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения,
способствующих сохранению и укреплению здоровья.
6. Сотрудничество с медицинским работником ФАПа, сотрудниками НЦРБ.
7. Мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся школы.
8. Участие в школьных, межшкольных, районных, краевых спортивных соревнованиях.
VI. Расширение самостоятельности школ
1. Размещение информации о деятельности школы на школьном сайте, в средствах
массовой информации.
2. Подготовка публичных отчетов о деятельности школы в сентябре каждого года.
3. Формирование системы родительского образования педагогических лекториев,
индивидуальных консультаций с психолого-педагогической службой г.Верещагино,
тематических родительских собраний, дней «открытых дверей», общешкольных собраний.
4. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через:
- родительские собрания;
- организацию совместных творческих дел;
- родительское образование
5. Создание имиджа школы, участие в грантовых конкурсах и проектах
Направления деятельности.
На 1 ступени – начальная школа:
• центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению
здоровья детей;
•
обновление и коррекция учебных программ;
•
тесная связь учителя с семьей;
•
повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности,
развитие общих и индивидуальных способностей;
•
формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных навыков;
•
дифференцированная работа с родительской общественностью;
25
•
вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам в рамках дополнительного
образования;
К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение
требований государственных стандартов образования, а также сформированность
положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий
уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять
задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие
способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им
способами и навыками освоения учебной программы.
На 2 ступени – основная школа:
•
сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа
жизни);
•
формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
•
повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности,
развитие общих и индивидуальных способностей;
•
формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных навыков;
•
дифференцированная работа с родительской общественностью;
•
вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам в рамках дополнительного
образования;
•
развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к
самостоятельному добыванию знаний;
•
организация и работа в органах ученического самоуправления.
В основной школе в итоге должны быть обеспечены:
•
усвоение государственных стандартов основного общего образования;
•
приобретение знаний для продолжения образования;
•
профессиональная ориентация;
•
социализация выпускника
26
Ожидаемые результаты Программы развития
Возможные критерии эффективности программы развития можно определить по
качеству полученных результатов при минимальности затраченных средств. Исходя из
положения измеримости результатов и проведения экспертизы затрат можно
констатировать факт, что основные изменения планируются без расширения штатного
расписания, за счёт маневра средствами основного финансирования, в пределах объёмов
финансирования, планируемых на удовлетворение образовательных потребностей.
1 направление - Переход на новые образовательные стандарты
1
2
3
4
5
Соответствие содержания образования и методов преподавания требованиям
реализации ФГОС НОО и ООО;
Организация и совершенствование работы с обучающимися, которым
рекомендовано обучение по адаптированными программам.
Формирование
банка
нормативно-правовых
документов
федерального,
регионального, муниципального, школьного уровней.
Наличие основной образовательной программы начального общего и основного
общего образования, адаптированной образовательной программы.
Повышение эффективности образовательного процесса, качества знаний и
информационной культуры учащихся.
2 направление - Развитие системы поддержки талантливых детей
1. Увеличение численности обучающихся, ставших победителями и призерами в
конкурсах, олимпиадах.
2. Обеспечение возможности обучающимся школы участвовать в различных
олимпиадах и конкурсах, используя дистанционную форму.
3. Увеличение численности обучающихся, реализующих свои способности в рамках
дополнительного образования.
4. Совершенствование методов и форм оценивания достижений учащихся школы.
5. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогически работников.
3 направление - Совершенствование учительского корпуса
1. Увеличение численности педагогических работников школы, прошедших
аттестацию на первую и высшую категорию.
2. Сохранение педагогического коллектива.
3. Увеличение количества педагогов, владеющих современными образовательными
технологиями, способных к повышению педагогического мастерства с
использованием исследовательских методик в образовательном процессе.
4. Совершенствование системы стимулирования, обеспечивающей поддержку и
совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических
работников школы.
27
5. Повышение
квалификации
педагогических
работников
модульнонакопительные курсы и дистанционное обучение.
через
4 направление - Изменение школьной инфраструктуры
1. Наличие безопасных и комфортных условий образовательного процесса.
2. Наличие в школе сформированного единого информационно-образовательного
пространства, объединенного в единую локальную сеть.
5 направление - Сохранение и укрепление здоровья школьников
1. 100% охват обучающихся, которые получают качественное горячее питание.
2. Снижение уровня заболеваемости среди обучающихся школы.
3. Проведение мониторинга состояния здоровья и физического развития
обучающихся в сентябре и мае.
4. Увеличение численности обучающихся, привлеченных к участию в спортивных
соревнованиях различного уровня.
6 направление - Расширение самостоятельности школ
1. Открытость школы для социума села.
2. Своевременное информирование о деятельности школы в СМИ, публичном
докладе, на сайте.
3. Активная деятельность Управляющего совета школы.
4. Овладение новыми формами проведения собраний для родителей.
Ресурсное обеспечение выполнения Программы
1. Нормативно – правовое:
формирование пакета утвержденных комплексно– целевых программ,
обеспечивающих создание модели сельской малокомплектной школы;
2. разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования
и поощрения результативной деятельности учителей, школьного ученического
самоуправления;
1.
2. Программно – методическое:
1. формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить
качественное предметное обучение по выполнению образовательных программ по
предметам;
2. разработка рекомендаций по технологии индивидуального обучения;
3. разработка программ по учебным предметам и календарно – тематического
планирования по предметам;
4. разработка требований и рекомендаций по работе адаптированными программами.
28
3. Информационное:
1. информирование коллектива учителей, родителей, учащихся, социум о характере
преобразований в школе.
4. Мотивационное:
1. разработать стимулирования результативной деятельности учителей (через формы
материального и морального поощрения);
2. усилить мотивационную работу среди учеников, родителей и учащихся о
необходимости внедрения преобразований в школе.
5. Кадровое:
1. обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима;
2. подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;
3. курсовая переподготовка учителей.
6. Организационное:
1. составить учебный план и расписание для работы;
2. подготовить условия для работы.
7. Материально – техническое:
проведение профилактических работ системы отопления, водоснабжения,
канализации;
2. решение вопроса по ремонту здания школы и кабинетов;
3. организация пополнения фонда библиотеки учебниками, методической
литературой;
1.
29